Минпросвещения
России
РОСОБРСОЮЗ.РФ

Информационное мероприятие в Санкт-Петербурге по вопроса преподавания курса ОКСРЭ

В круглом столе, посвященном проблемам преподавания в российских школах курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», приняли участие начальник отдела общего образования Комитета по образованию Анна Вячеславовна Грубская, директор института философии человека РГПУ им. А.И. Герцена Роман Викторович Светлов, ректор Петербургской духовной академии, епископ Петергофский Силуан (Никитин), директор российско-американского Центра библеистики и иудаики РГГУ Леонид Фридович Кацис, заведующий кафедрой теологии НовГУ им. Ярослава Мудрого Сергей Сергеевич Аванесов и директор гимназии № 209 «Павловская» Дмитрий Георгиевич Ефимов.

На встрече обсуждались вопросы подготовки учителей к преподаванию курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также проблемы выбора конкретного предмета.

Дискуссия продолжилась на конференции «Педагогическое образование и теология в контексте подготовки специалистов для преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР», которая состоялась в Герценовском университете 8 октября.

Со вступительным докладом на пленарном заседании выступил заведующий кафедрой философии ЛГУ им. А.С. Пушкина Михаил Юрьевич Смирнов: «Ключевая проблема преподавания ОРКСЭ заключается в практической неопределенности того, каким должен быть результат этого безоценочного курса. Все существующие нормативные документы по этому вопросу содержат такие расплывчатые формулировки, как «духовно-нравственное воспитание», или же установки на «формирование личности учащихся, разделяющих российские традиционные духовные ценности». Точное перечисление этих ценностей в государственных документах периодически варьируется, а единого перечня не существует вовсе». Михаил Юрьевич рассказал, как учителя относятся к присутствию курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном процессе, и высказал свое отношение к предмету. «Учителя начальных классов умеют обучать математике, русскому языку, литературному чтению, природоведению, рисованию, но ознакомление школьников с религиями, хоть и в информативном ключе, — уже нечто иное, касающееся мировоззрения, причем в том специфическом аспекте, который отсылает к мистическому опыту. Математике, например, научить можно, но можно ли научить мировоззрению?» — обратился к участникам конференции М.Ю. Смирнов.