Минпросвещения
России
РОСОБРСОЮЗ.РФ

научно-практическая конференция «Воспитание в современном мире: новые контексты – новые решения»

Межрегиональное мероприятие, направленное на повышение эффективности реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предметов, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России.

29.10 – 30.10.2019 года в г. Хабаровске состоялась V международная научно-практическая конференция «Воспитание в современном мире: новые контексты – новые решения».

Целью конференции является обсуждение современного состояния теории и практики воспитания в контексте педагогической науки, актуальных вопросов воспитания детей и молодежи в современном мире, социокультурный контекст современного воспитания контексте международного образовательного пространства.

На конференции в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» при научно-методической поддержке Московского педагогического государственного университета, Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» и ООО «Альмира» рассматривались вопросы повышения эффективности реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России.

В межрегиональном мероприятии принимало участие более 100 человек: члены Правительства Хабаровского края, представители духовенства, органов местного самоуправления, научные работники, специалисты региональных институтов развития образования и институтов повышения квалификации, руководящие и педагогические работники образовательных учреждений из 10 субъектов Российской Федерации.

На мини-пленарном заседании «Ценностные основания современного образования в контексте государственной политики» участники рассматривали проблемы и перспективы духовно-нравственного образования в аспекте приоритетных государственных задач, презентовали опыт духовно-нравственного развития детей и молодежи, а также подготовки педагогов к реализации предметов, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России.

С приветственным словом к участникам обратилась Хлебникова Виктория Георгиева, заместитель министра образования и науки Хабаровского края.

С интересными практиками духовно-нравственного развития, сложившимися в  Российской Федерации, познакомили участников гости конференции: Осеева Елена Ивановна, проректор по научно-исследовательской деятельности КГБОУ ДПО ХК ИРО,  Широбоков Сергей Николаевич, начальник отдела информационной политики, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, к. п. н., Николай, Епископ Амурский и Чегдомынский, Оглоблина Надежда Михайловна, руководитель культурно-духовного центра св. Тианы при ФГБОУ ВО «АмГПГУ», к. фил. н., Иерей Андрей Бузук, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Биробиджанской епархии Русской Православной Церкви.

Основной идеей выступлений пленарного заседания стала идея особой значимости реализации предметов, курсов и проектов духовно-нравственной направленности   в воспитании, формировании   готовности подрастающего человека к созидательной деятельности на благо Родины.

В рамках мероприятия в течение двух дней состоялась серия мастер-классов.

На мастер-классе Остапенко Андрея Александровича, профессора Кубанского государственного университета, д.п.н., «Как обеспечить со-бытийную и со-дружескую полноту социального окружения подростка» участники проанализировали особенности негативных сценариев развития подрастающего человека в современно мире и определили пути их преодоления.

Костылев Павел Николаевич, старший преподаватель философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ МПГУ (г. Москва) в процессе активной лекции вызвал дискуссию участников на тему приоритета ценностных оснований образования современных детей.

Кричкин Алексей Владимирович, ведущий специалист Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО МПГУ показал возможности ИКТ при реализации предметов духовно-нравственной направленности, на его мастер-классе участники смогли попробовать себя в создании дидактических и контрольно-измерительных материалов с помощью одного из Интернет-ресурсов.

Климкова Анастасия Александровна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ГБОУ ДО «Институт развития образования Сахалинской области, Шульга Ирина Николаевна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 23 «Золотой петушок», г. Корсаков, Сахалинская область показали значимость   и особенности реализации программы «Социокультурные истоки» в ДОО, включили участников в активное занятие с детьми дошкольного возраста с использованием технологии ресурсный круг.

Баукова Раиса Михайловна, учитель АНОО «Православная гимназия», г. Владивосток, Приморский край вместе с гостями мероприятия проанализировала возможности использования авторской печатной рабочей тетради на уроке ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»).

Дымина Елена Викторовна, учитель истории ГБОУ города Москвы «Школа № 1514», приглашенный эксперт ФГБОУ ВО МПГУ, продемонстрировала приемы конструирования урока ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС, сделав акцент на важности определения цели урока в аспекте раскрытии ценностных аспектов содержания предмета.

Мастер-класс Павловой Галины Ивановны, учителя МБОУ СОШ № 1 п. Березовка, г. Хабаровска был посвящен православной культуре как основе раскрытия духовно-нравственных смыслов русской литературы; на мастер-классе участники попробовали прием сопоставительный анализ текстов с точки зрения заложенных в нем ценностных аспектов (анализировали главы произведений М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»).

На мастер-классе Васильевой Оксаны Николаевны, учителя истории и обществознания, ОРКСЭ МБОУ СОШ № 7 г. Биробиджана, Творческая деятельность обучающихся в реализации модуля «Основы православной культуры» предметной области ОРКСЭ педагоги смогли освоить технологию изготовления пасхальной открытки.

В рамках работы мероприятия, интервьюирования, рефлексивного пленума участники высказали свое отношение к событиям конференции и к духовно-нравственному образованию в целом, подчеркнули высокий организационный и содержательный уровень проведения мероприятия, актуальность представленных докладов и мастер-классов, высказали благодарность организатором и участникам.

В рамках конференции состоялась дискуссионная площадка с представителями средств массовой информации, спикерами которой являлись светские и религиозные лидеры Российской Федерации. На площадке обсуждались следующие вопросы: «Современные дети: кто они? Другие дети: миф или реальность? Являются ли традиционные ценности основой воспитания современных детей? Есть ли место религиозной культуре в современной школе?»

Не менее значимым событием, стала выставка информационно-методических материалов по реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России и религиозных артефактов, фотовыставка православного журнала «Фома», организованные Хабаровской духовной семинарией.

Участники международной V научно-практической конференции «Воспитание в современном мире: новые контексты – новые решения», состоявшейся 29. 10. – 30. 10. 2019 года в г. Хабаровске, пришли к следующему.

Перспективы развития цивилизации в третьем тысячелетии определяется переходом к новому этапу развития производительных сил: от индустриального производства к постиндустриальному, где приоритетным является нематериальное производство – сфера услуг, наука, образование, культура и др. Поиск наиболее эффективных путей развития и обеспечения конкурентных преимуществ в стремительно развивающемся экономическом пространстве заставляет переосмыслить роль человека (личности) как основной движущей силы прогресса, и системы образования как среды, его развивающей и воспитывающей.

Ключевыми целями Национального проекта «Образование» являются обеспечение глобальной конкурентноспособности российского образования, воспитание гармонично развитой социально ответственной на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.

Это делает особенно актуальным необходимость разработки содержательных аспектов образования с учетом общекультурных мировых и собственных традиционных ценностей, поиска путей развития эффективных технологий и практик воспитания в современном глобальном мире.

Время, в которое мы живем сейчас, является периодом глобальной цивилизационной трансформации, эпохой, которая изменений человека и его мировоззрения. Поэтому наша задача заключается в осмыслении, чего ждет от нас будущее, и в проектировании системы образования исходя из этого понимания.

Сегодня становится очевидным, что как никогда в образовательной деятельности важно ориентироваться не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, на развитие личности человека нового времени — сложного человека, на его индивидуальное развитие. Важно   развитие социальных и коммуникативных навыков современного молодого человека, которые помогут ему лучше ориентироваться в многогранном информационном мире, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, продуктивнее сотрудничать с людьми независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, языка, культуры, осмысленно выбирать свой жизненный путь в поисках счастья и успешной самореализации для себя и окружающих людей.

В содержании образования при этом должны закрепиться такие ценности, как духовность, патриотизм, нравственность, права и обязанности человека, активное участие в жизни общества, ответственность, мир, межкультурная коммуникация, уважение к человеку независимо от его расовой, национальной, культурной и иной принадлежности.

Образовательные организации являются фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодёжи. Это нацеливает образовательную систему на реализацию своей воспитательной функции, на усиление и качественную перестройку воспитательной компоненты образовательной организации.

Воспитательная компонента деятельности «школы» должна охватывать стать системообразующей и охватывать все составляющие образовательной системы. Только тогда она может стать неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства.

При выстраивании воспитательных систем следует учитывать, что в современной действительности образование может быть эффективным, только на основе синергии ресурсов различных образовательных организаций и социальных партнеров, прежде всего родителей (семьи) обучающихся, сотрудничество всех заинтересованных сторон: государства, религиозных организаций, системы образования и др. Наиболее эффективно такое взаимодействие может быть организовано в процессе событийных детского-взрослых сообществ, в которых развитие продуктивного социокультурного опыта происходит посредством непрерывного творческого взаимодействия взрослых и детей, сотрудничества и совместного обучения; их добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки в процессе разнообразных социокультурных практик, а также мотивирующих интерактивных образовательных сред и пространств.